Премьер-министр отметил, что главная задача сегодняшней встречи — услышать от предпринимательского сообщества, какие меры поддержки в нынешней экономической ситуации они ожидают и от федерального центра, и от региональных властей. В ходе прямого диалога с главой Правительства РФ представители Волгоградской области оказались в числе лидеров по количеству заданных вопросов Дмитрию Медведеву.
Камышинский Текстиль на встрече представлял генеральный директор Борисенко А.А.
А.Борисенко (генеральный директор ООО «Камышинский текстиль»):Добрый день, Дмитрий Анатольевич! Добрый день, уважаемые коллеги! «Камышинский текстиль», город Камышин, Волгоградская область. У нас тысяча человек работающих. Мы продолжаем славу предприятия, которое в 1970 году было крупнейшим в Европе, – хлопчатобумажного комбинатаимени Косыгина. На сегодняшний день мы перерабатываем 50 тонн хлопка в сутки – это объём, который перерабатывали 12 тыс. человек в 1970 году. То есть мы уже вышли на объём 1970 года. И на сегодняшний день это 30% нашей программы, к которой мы готовы. Мы растём уже пять лет на 20% в год, оборот у нас сегодня 2,5 млрд по году, каждая вторая простынь в «РЖД» – наша, простынь в «Артеке» – наша, простынь на Олимпиаде была наша. И огромное спасибо за программу субсидий, потому что в нашем случае именно программа субсидий вытащила этот проект. Она очень эффективна. Хотелось бы от Вас услышать, будет ли она продолжаться, потому что мне очень важно это при составлении планов. Вопрос следующий, при оценке у нас основным залоговым активом является оборудование, которое мы покупаем из года в год – на сегодняшний день уже на 2 млрд рублей купили. И банки, принимая его в залог, оценивают это абсолютно новое или даже ещё не купленное оборудование не более чем на 50%. Это очень сильно занижает нашу скорость развития. Мы теряем ровно в два раза больше. Если раньше у нас основным конкурентом был Китай, Юго-Восточная Азия… Рынок закрылся по всем известным причинам, и вот уже два года, как мы, всё что ни делаем, у нас очередь на три месяца вперёд. Но за эти два года начала развиваться Средняя Азия, где с господдержкой предприятия вообще не видят никаких ограничений, и развиваются они очень агрессивно – мы уже видим их продукцию, которая на наш рынок выходит. Я имею в виду Таджикистан, Узбекистан, Казахстан. У них под ключ за два года строится предприятие. И мы от них ничем не закрыты, это рынок, сильнейший побеждает в рынке. Белорусы очень активно ведут себя в текстиле. У нас всё хорошо на предприятии, огромная благодарность Минпромторгу, огромная благодарность Андрею Ивановичу Бочарову, мы идём, но мы могли бы идти в два раза быстрее. Просьба: то ли гарантии какие-то нам выдать, то ли предоставить целевое выделение средств под определённые условия, которые в программе поддержки описаны, – нас сдерживает эта оценка оборудования не более чем на 50%.
Д.Медведев: А вот эта 50-процентная оценка залоговой массы имущества, которое вы приобретаете, основана на каких правилах? Это нормативы Центрального банка или же всё-таки правительственное решение?
В.Климов: Это не нормативы, это просто финансовый рынок пытается таким образом страховать свои риски.
Д.Медведев: То есть нет никаких ограничений для коммерческого банка оценить заложенное имущество в 100%?
А.Борисенко: Как раз они ссылаются на Центральный банк. Они ссылаются на нормы резервирования и их заставляют деньги дорезервировать, потому что оборудование не профильное.
Д.Медведев: Его просто трудно продать. У него ликвидационная стоимость низкая.
А.Борисенко: Его и нет в России, поэтому мы его и покупаем.
Д.Медведев: У меня совсем скоро, на этой неделе будет очередное банковское совещание с участием всех наших крупнейших банков. Я этот вопрос подниму и с ними обсужу: что им мешает в настоящий момент принимать имущество в залог по стоимости, близкой в стоимости приобретения. Понятно, всегда должен быть какой-то коэффициент, который применяет банк, когда принимает имущество в залог, но, согласен, 50% ‒ это не соответствует и международной практике. Тем более что нужно ориентироваться на добросовестное исполнение обязательств, а не на то, что потом этим оборудованием придётся торговать. Мы это обязательно обсудим, посмотрим на эту проблему и с точки зрения интересов промышленности, и, естественно, с позиции банков, имея в виду существующие правила по резервам.
Что касается гарантийной поддержки, та система гарантийной поддержки, которая есть, конечно, совсем не идеальна, но мы её не планируем сворачивать, а будем, наоборот, стараться наращивать. Точно так же, как постараемся сохранить и существующие правила по субсидированию текстильной и лёгкой промышленности.